«Кто-то модели самолетиков клеит, кто-то в спорт уходит, кто-то жену меняет» Нарколог Антон Поддубный предостерег уральцев от чрезмерной любви к пиву

Как не превратиться в пивного алкоголика и чем опасен синдром зависимости от пива, рассказал главный врач Областной наркологической больницы, к.м.н., главный внештатный специалист-психиатр-нарколог УрФО Антон Поддубный.

 

– Антон Владимирович, из разных статистических источников известно, в 2020 году Россия поднялась с 32-го места в мире по потреблению пива на душу населения на 28–е место. Нужно ли бить в набат, если происходит рост потребления пива?

 

– С медицинской точки зрения, по международной классификации болезней, не бывает алкоголизма пивного, водочного, шампанского, самогонного и прочего. Бывает просто – алкоголизм. Точнее – синдром зависимости от алкоголя. Пивной алкоголизм больше относится к обывательскому термину. Синдром зависимости бывает у людей, которые употребляют все алкогольные напитки. Чаще – крепкие.

 

Алкоголизмом уже можно считать ежедневное употребление пива до 3-4 бутылок в течение нескольких лет – без выраженного абстинентного синдрома с утра. Такой алкоголизм сопровождается серьезными физическими изменениями, такими как «пивное сердце» (кардиомиопатия), жировой гепатоз печени, соответствующий внешний вид и т.д. Возникает психологическая зависимость от пива, алкоголизм формируется незаметно и становится образом жизни.

 

Следующий момент очень важный. У нас, с юридической точки зрения, пиво не является алкогольным напитком, который подлежит лицензированию для продажи. Соответственно у продавцов и производителей пива руки  развязаны в плане реализации, чем у тех, кто производит и продает крепкие алкогольные напитки. Сами видите, какое засилье сейчас пивных магазинов. Например, в Екатеринбурге в одном жилом доме можно увидеть несколько таких магазинов. Коварство в том, что некоторые из них оформляют свою деятельность, как заведения общепита, на которые после 23.00 часов не действует запрет на продажу алкоголя. Они реализуют пиво, не закрывая бутылки крышкой. Считается, что так в кафе можно пить. Но люди берут крышки и закрывают бутылки. Поэтому распространенность пива высокая.

 

Еще один негативный момент. Первая проба алкоголя в 99,99% случаев у несовершеннолетних начинается с пива. Вроде этот слабоалкогольный напиток безобидный. Но подросткам не надо много, чтобы уйти в состояние опьянения. И эта эйфория им нравится, они начинают употреблять.

 

– В кинофильме «Кавказская пленница» Бывалый (Евгений Моргунов), держа кружку с пенным, говорит: «Жить, как говорится, хорошо». Как вы считаете, почему многим людям нравится пиво и что в его составе провоцирует привязку к нему?

 

– Пиво – такой же пищевой продукт. Органолептические свойства продукта кому-то больше нравятся, кому-то меньше. Плюс пиво содержит в составе этанол, от которого возникает эйфория.

С алкогольными напитками вообще очень много ритуальности, зависимости. На эту тему есть шутка из серии: водка – волшебный напиток, купил, а настроение уже на высоте в предвкушении праздника. В отношении пива то же самое. Например, договорились с друзьями встретиться, пиво, раки, рыба... Получается, это определенный комплекс мероприятий.

После работы с усталости кто-то хочет выпить пива. Но ни один алкогольный напиток не снимает физическую усталость, как смена деятельности. Лежать и отдыхать можно, но вознаграждение себя самого алкоголем не снимет усталости. Это заблуждение.

 

– К каким заболеваниям может привести чрезмерная любовь к пиву?

 

– Если человек ежедневно употребляет даже одну бутылку пива в течение нескольких месяцев или лет, можно смело говорить, что он зависим. Второе, по внешнему виду такого человека всегда можно распознать эту зависимость. У него будет пивной живот, отечность, пастозность. Больше скажу, абсолютно любой врач – кардиолог, терапевт, гастроэнтеролог – всегда выявит при самом минимальном обследовании, что у человека то или иное заболевание связано со злоупотреблением алкоголем, тем же пивом.

Первое место среди причин смертности в России занимают сердечно-сосудистые заболевания. Часто эти заболевания опосредованно связаны с постоянной, перманентной алкоголизацией. Среди других факторов сердечно-сосудистых заболеваний – избыточная масса тела. Как правило, 90 процентов любителей пива – тучные люди. Гиподинамия, повышенное артериальное давление – всё это вызывается длительным употреблением этанола в виде пива.

 

– Если  алкоголизм надо лечить, могут ли родственники содействовать лечению своего близкого?

 

– Если человека устраивает его физическое состояние и сам он не готов к лечению, то мы не сможем его лечить.

Родственникам в такой ситуации необходимо разговаривать, объяснять о необходимости сознательного лечения. Медицинская помощь оказывается только добровольно. Не приходят же родственники к врачу просить за больного диабетом. Если человек сам не заинтересован в своем здоровье, то любые медицинские специалисты будут бессильны. Должна быть заинтересованность. Это большая проблема в нашей специальности – отрицание заболевания.

 

 

– Как в Областной наркологической больнице  лечат от синдрома зависимости от алкоголя?

 

– Всё лечение заболеваний и наркорасстройств делится на три этапа: амбулаторный, стационарный и реабилитационный. Методов и методик лечения и реабилитации очень много. Всё зависит от того, на какой стадии развития своего заболевания человек находится, какой социальный статус имеет. Работающие люди, которые критически относятся к своему заболеванию и понимают суть проблемы, не могут себе позволить полгода проходить стационарную реабилитацию. Но есть и другие люди, которым давно пора разорвать все те негативные социальные связи, которые образовались в ходе длительного употребления алкоголя. Не зря алкоголизм и наркоманию называют социально значимыми заболеваниями, они сопровождаются огромным количеством общественных проблем. Этим людям показана длительная реабилитация в течение шести месяцев и больше в условиях определенной изоляции, чтобы оборвать старые социальные связи и сформировать новые. Задача реабилитационного этапа – достичь трезвости, но не вынужденной, а осознанной.

 

Существуют медикаментозные лекарственные препараты, которые помогают человеку находиться в трезвости. Ведется глубокая психотерапевтическая работа – с психотерапевтом, психологом. Но это, повторюсь, с теми пациентами, которые сохраняют критику к своему заболеванию, которые хотят что-то поменять.

 

Многие по-разному приходят к тому, что надо остановиться. У кого-то алкоголь уже препятствует нормальной жизни, кто-то теряет работу, кто-то – семью. Задача – как раз сформировать новую модель поведения и дать возможность человеку получать удовольствия от жизни без применения дополнительных стимуляторов в виде алкоголя, чтобы он не испытывал каких-либо дискомфортных эмоциональных потрясений в том обществе, где жил раньше.

Достижение ремиссии – это долгий процесс.

 

– Что может стать альтернативой алкоголю?

 

– То, что доставит удовольствие и положительные эмоции, которые могут заменить алкоголь. Если таких моментов не существует, то надо искать. У всех по-разному: кто-то модели самолетиков клеит, кто-то в спорт уходит, кто-то жену меняет. Вариантов много, одного рецепта не существует, как и волшебной таблетки.

 

 

– Ваш совет, как сохранять трезвость, особенно тем, кто отрицает свою зависимость?

 

– Зачастую у тех, кто злоупотребляет алкоголем, нарушена критика к своим действиям. Они говорят: я не алкоголик. Но есть люди, которые понимают, что, например, в продолжительные праздники не могут не пить и заранее договариваются с наркологом о помощи. Я не говорю, что это хорошо. Я лишь показываю, что такой человек осознает и берет на себя ответственность. С такими работать лучше и комфортнее, чем с теми, кто отрицает свою зависимость.

Чего-то банального желать не хочется. Но просто не доводите ситуацию до такой степени, когда проблема с алкоголем будет необратима. Есть хорошее выражение: «Все прекращают употреблять алкоголь (наркотики), но кто-то успевает это сделать при жизни». Поэтому надо помнить, что жизнь у нас коротка и надо стремиться, чтобы она была наполнена красками, а не измененным психоактивными веществами сознанием.