Порядок действий при угрозе совершения или совершении террористического акта

Порядок действий при угрозе совершения или совершении террористического акта работников объектов (территорий), к антитеррористической защищенности которых установлены отдельные требования нормативными правовыми актами Российской Федерации

I. Основные виды террористических актов.

Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти
или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений,
а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (статья 205 УК РФ).

К иным действиям законодатель относит:

– устройство аварий на объектах жизнеобеспечения;

– разрушение транспортных коммуникаций;

– заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания;

– распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию;

– радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности;

– вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов;

– захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

Справочно: Содействие террористической деятельности (статья 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (статья 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ), организация террористического сообщества и участие в нем (статья 205.4 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие
в деятельности такой организации (статья 205.5 УК РФ).

Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Устное высказывание, публикация в печати, распространение
с использованием радио, телевидения или иных средств массовой информации,
а также информационно-телекоммуникационных сетей (статья 207 УК РФ).

Также к перечню уголовных преступлений террористической направленности относятся:

– захват заложника (статья 206 УК РФ);

- создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, руководство таким формированием, его финансирование, участие в нем, а также участие
на территории иностранного государства в вооруженном формировании,
не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (статья 208 УК РФ);

- угон или захват с целью угона воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК РФ);

- незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также их хищение или вымогательство (статьи 220 и 221 УК РФ);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (статья 277 УК РФ);

- совершение действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (статья 278 УК РФ);

- организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации (статья 279 УК РФ);

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно
на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, в том числе в целях провокации войны или осложнения международных отношений (статья 360 УК РФ);

- акт международного терроризма (т.е. совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий), финансирование таких деяний, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний (статья 361 УК РФ).

Признаки подготовки террористического акта.

Типовыми признаками подготовки теракта являются:

- появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки
в районе объекта (территории) возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов
и проведение ими фото - и видеосъемки, составление планов, схем и т.п.;

- необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;

- проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

- приобретений грима и других необходимых аксессуаров для изменения внешности (накладных усов, париков, повязок и т.д.), а также частая, немотивированная смена верхней одежды;

- поиск лиц, из числа преподавательского состава, обслуживающего персонала и учащихся, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса ВУ
во внутренние помещения учебного заведения.

Признаки террориста-смертника

Главным демаскирующим признаком террориста-смертника является наличие при нем взрывного устройства (далее – ВУ), которое, как правило, крепится на теле боевика (подозрительные выпуклости в районе пояса), но может использоваться и в качестве носимого объекта, замаскированного под бытовой предмет, детскую коляску и тому подобное. Одним из наиболее простых
и широко распространенных является ВУ, переносимое в чемоданах, тюках, пакетах и т.п. В дополнение к взрывчатому веществу (далее - ВВ) для создания большого поражающего воздействия оно обычно начиняется гвоздями, болтами, стальными шариками. Детонатор ВУ находится в складках одежды или кармане брюк террориста, далее через отверстие в одежде провода тянутся к самому ВУ.

Другим распространенным методом размещения ВУ является применение жилета или поддерживаемого накладными лямками пояса с большим количеством карманов с брикетами ВВ. Наиболее совершенные пояса и жилеты имеют минимальное количество металлических элементов, что создает трудности для выявления их с помощью технических средств. Чем сложнее оборудование, тем больше вероятность его отказа, поэтому предпочтение отдается наиболее простым элементам.

В настоящее время нательные пояса с ВУ стали меньше по размерам, в них начали использовать взрывчатое вещество, которое не обнаруживается приборами досмотра. Появились электронные взрыватели, соединенные с датчиками кровяного давления и пульса: они приведут ВУ в действие, если террорист будет ранен, и не сможет сам его применить. Подобными взрывателями оснащают
и террористов с машинами, начиненными взрывчаткой.

Ужесточение форм визуального и технического контроля привело
к принципиально новому способу транспортировки ВУ смертником - проглатыванию контейнеров со взрывчаткой по типу контрабандной транспортировки наркотиков. Взрыватель (дистанционный или химический) помещаются вместе с контейнером. Небольшие объемы размещаемой подобным образом ВВ, тем не менее позволяют гарантированно разрушить любой современных авиалайнер, вызвать психологический шок и панику в местах массового пребывания людей. Использование «живых бомб» подобного типа может быть первой, отвлекающей частью террористического акта, за которым следует подрыв традиционного ВУ с высоким поражающим действием.

Наибольшее количество жертв и разрушений от акций смертников возникает в случае использования начиненных ВВ транспортных средств, в т.ч. грузовых
и легковых автомашин, мотоциклов, велосипедов, вьючных животных
(не исключено использование собак). Количество ВВ в этих случаях ограничивается только грузоподъемностью транспортного средства и его запасами у террористов.

II. Способы защиты в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта.

Правообладатель объекта (территории) или руководитель объекта (территории) в соответствии с законодательством, несет персональную ответственность за реализацию требований к АТЗ. Он обязан принять организационные, инженерно-технические, правовые и иные меры по созданию защиты объектов (территорий), а также работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) от совершения в отношении их террористического акта.

2.1. Организационные мероприятия.

1) Организует разработку и утверждение перечня (плана) мер
по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления (должен быть соответствующий план).

2) Назначает приказом (распоряжением) ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами ФСБ, МВД и Росгвардией (подразделением вневедомственной охраны).

3) Организует охрану и обеспечивает оснащение объекта (территории) современными инженерно-техническими средствами и системами охраны, в том числе видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией.

4) Организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовой режимы, контроля их функционирования, как для граждан, так и для автотранспортных средств. Для этого издает соответствующий приказ (распоряжение), которым утверждает инструкции для лиц, осуществляющих пропуск, предусматривает систему пропусков, как для посетителей, так и работников. Определяет порядок действий сил охраны при нарушении пропускного и внутриобъектового режимов.

5) Осуществляет личный контроль за выполнением мероприятий
по обеспечению АТЗ объектов (территорий) (график проверок). Периодически осуществляет проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечивать бесперебойную
и устойчивую связь на объекте (территории) (ПП № 1235 и ПП № 8). В ПП № 176, 202 и 1467 про это ничего не сказано.

6) Организует своевременное оповещение работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации. Заблаговременно утверждает схему оповещения, сигналы оповещения, а также план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте
в случае угрозы совершения террористического акта.

7) Своевременно информирует территориальные органы ФСБ, Росгвардии
и МВД России о фактах незаконного приобретения работниками объектов (территорий) оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения (ПП № 1235).

8) Обеспечивает защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по АТЗ объекта (территории). Для этих целей издает приказ (распоряжение), которым:

– утверждается порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения;

– определяется перечень сотрудников (работников) допускаемых к паспорту безопасности объекта (территории), иным документах и на другим материальных носителях информации, их обязанности, в том числе лиц,

– определяются место хранения паспорта безопасности, иных документов
и других материальных носителей информации, содержащих сведения
о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории), а также ответственные за их хранение;

– порядок и формы контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения
и ее хранения;

– порядок подготовки и переподготовки должностных лиц (работников)
по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

9) Обеспечивает размещение на объектах наглядных пособий
с информацией о порядке действий работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях) (ПП № 176 и № 1235).

10) Организует подготовку (обучение) работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения путем проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений, а также занятия по минимизации морально-психологических последствий террористического акта (ПП № 176 и № 1235).

11) Кроме вышеперечисленных общих мероприятий, обеспечивает следующие дополнительные мероприятия.

11.1. В отношении объектов 2 категории опасности:

– охрану объектов (территорий) образовательных организаций, организаций в сфере культуры, организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

– оборудование объектов (территорий) образовательных организаций,
а также организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);

– на объектах образовательных организаций и медицинских организаций разработку планов взаимодействия с территориальными органами ФСБ, МВД и Росгвардией (вневедомственной охраны) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

11.2. В отношении объектов 1 категории опасности:

– объектов образовательных организаций и организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность особый порядок доступа на объект (территорию), для этого принимает соответствующие организационно-распорядительные документы;

– оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) образовательных организаций и организаций в сфере культуры системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории;

– оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) образовательных организаций телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию,
с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания), а также оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;

– оборудование мест расположения критических элементов объектов (территорий) организаций в сфере культуры дополнительным ограждением.

Независимо от категории опасности все объекты (территории) принимает меры по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

2.2. Обеспечение охраны объекта (территории).

Ответственность за обеспечение АТЗ объекта несет его руководитель. Подразделения охраны несут ответственность в соответствии с договорами
на охрану объекта.

Основными задачами охраны являются:

– защита охраняемых объектов (территорий), предупреждение и пресечение террористических актов на охраняемой объекте (территории);

– обеспечение на охраняемом объекте (территории) пропускного
и внутриобъектового режимов;

– участие в локализации и ликвидации последствий террористического акта.

Обеспечение охраны объектов (территорий) осуществляется путем привлечения сотрудников охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (для объектов образовательных организаций и объектов в сфере культуры 1 и 2 категории опасности)
и оснащения объектов (территорий) техническими средствами посредством вывода сигналов тревоги на пульты охраны ЧОО или подразделений вневедомственной охраны либо сочетанием этих видов охраны.

Решение о привлечении охранных организаций или ведомственной охраны для обеспечения АТЗ принимается руководителем учреждения (организации),
с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность и ведомственную охрану.

Допускается организовывать охрану объекта водоснабжения
и водоотведения с использованием служебных собак в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации.

Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны объекта. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения, по возможности, устанавливаться скрытно или маскироваться.

Для оперативной передачи сообщений на ПЦО охранных организаций,
в том числе ведомственных, или службу спасения «112» объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации: механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения». Устройства тревожной сигнализации рекомендуется устанавливать на посту охраны, в кабинете руководителя объекта и в других местах по указанию руководителя или по рекомендации охранной организации.

Объекты (территории) образовательных организаций 1 и 2 категории опасности оснащаются системами видеонаблюдения, контроля и управления доступом и охранной сигнализацией.

Потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) образовательных организаций и организаций в сфере культуры
1 категории опасности оснащаются системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации
о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории.

Контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) образовательных организаций 1 категории опасности оснащаются телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания).

2.3. Инженерно-техническая укрепленность.

Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) на объект, взлом и другим преступным посягательствам. Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера является
их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании
с оборудованием объекта системами охранной и тревожной сигнализации.

Инженерно-техническая укрепленность (ограждение территории, ворота
и калитки, оконные конструкции, двери, коробки чердачных и подвальных помещений, контрольно-пропускные пункты) объекта осуществляется
в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Въезды на объекты образовательных организаций 1 категории опасности оснащаются воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок
в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Места расположения критических элементов объектов организаций
в сфере культуры 1 категории опасности оборудуются дополнительным ограждением.

2.4. Создание системы оповещения.

Система оповещения на объекте (территории) создается для оперативного информирования работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории) об угрозе совершения или совершении террористического акта и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем учреждения (организации), для этих целей приказом утверждается соответствующий план и схема оповещения, на которой показываются все имеющиеся средства связи.

Оповещения людей, находящихся на объекте (территории) осуществляется: с помощью технических средств (циркулярной связи, автоматических систем оповещения и телефонной связи), которые должны обеспечить:

– подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения,
на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;

– трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости
и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:

– включением аварийного освещения;

– передачей специально разработанных текстов, направленных
на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных маршах и других местах);

– включением световых указателей направлений и путей эвакуации;

– открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

Сигналы оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечить необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
К примеру «Внимание всех!!! Террористическая угроза. Всем покинуть здание учреждения. Сохраняйте спокойствие».

На территории следует применять рупорные громкоговорители, которые могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости
и разъемных соединений. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта. Управление системой оповещения должно осуществляться
из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.

При отсутствии телефонной связи или ее повреждении следует предусмотреть систему посыльных, в качестве которых можно использовать работников учреждения (организации).

Возможно использование при осуществлении оповещения SMS-рассылку
об эвакуации.

План оповещения в себя включает:

– инструкцию ответственному должностному лицу объекта или охранника по оповещению;

– схему оповещения руководящего и работников объекта в рабочее время
и нерабочее время;

– схему оповещения территориальных органов МВД России (подразделений) и взаимодействующих органов;

– схему маршрутов оповещения.

Корректировка плана оповещения осуществляется не реже одного раза
в квартал, а также при изменении организационно-штатной структуры
и списочной численности, увеличении технических возможностей системы связи и оповещения.

2.5. Эвакуация.

Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей
и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим признакам:

– по видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера);

– по способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом);

– по удаленности (локальная, местная)

– по временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация.

Заблаговременно разрабатывается и утверждается порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Утверждается соответствующий план.

Получив сообщение о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие
и четко выполняйте команды. Не допускайте паники, истерик и спешки. Помещение покидайте организованно.

Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

2.6. Места (пункты) временного размещения эвакуированных лиц.

Под пунктами (местами) временного размещения понимается занятие
и использование эвакуированными лицами специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в таких местах является одним из наиболее эффективных способов обеспечения их безопасности. Пункты (места) временного размещения могут располагаться в образовательных организациях, на объектах культуры, гостиницах, крупных торгово-развлекательных центрах. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

2.7. Использование индивидуальных средств защиты.

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели. К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

2.8. Поисково-спасательные работы.

Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений
и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

2.9. Медицинская помощь.

Медицинские мероприятия по защите работников и иных лиц, находящихся на объекте представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения.

2.10. Поддержание правопорядка.

Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения при угрозе совершения или совершении террористического акта, так как в этих ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на территориальные органы МВД России и Росгвардии.

III. Порядок действий работника и должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) при угрозе совершения или совершении террористического акта

3.1. Работники объекта (территории) при получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) обязаны незамедлительно сообщить указанную информацию должностному лицу, осуществляющему непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицу, его замещающему.

3.2. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта, или лицо, его заменяющее либо уполномоченное им лицо, незамедлительно:

– информирует об этом с помощью любых доступных средств связи территориальный орган ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС России (только
ПП № 1235) по месту нахождения объекта, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и вышестоящий орган (организацию).

При направлении указанной информации лицо, передающее информацию
с помощью средств связи, сообщает:

– свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;

– наименование объекта (территории) и его точный адрес;

– дату и время получения информации об угрозе совершения или
о совершении террористического акта на объекте (территории);

– характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;

– количество находящихся на объекте (территории) людей;

– имеющиеся достоверные сведения о нарушителе и предпринимаемых
им действиях (ПП № 176);

– другие значимые сведения по запросу территориального органа ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС России.

Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует (записывает) (куда?) фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.

Обеспечивает:

– оповещение работников, обучающихся и иных лиц, находящихся
на объекте (территории), об угрозе совершения террористического акта;

– безопасную и беспрепятственную эвакуацию работников, обучающихся
и иных лиц, находящихся на объекте (территории). Для этих целей с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути
и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону
в кратчайший срок. Эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором обнаружен подозрительный предмет или возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь. В зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети младших возрастных групп могут одеться, старшего возраста – взять собой верхнюю одежду. Тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами,
в шкафах или других местах. Обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей.

– усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (территорию);

– беспрепятственный доступ на объект (территорию) оперативных подразделений территориальных органов ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС России.

3.3. Порядок действий работников при получении угроз террористического характера по телефону или с использованием иных средств связи.

Одним из распространенных в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает
о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот взрыв.

Получателем информации об анонимной угрозе является лицо, первым снявшее телефонную трубку. Чаще всего это секретарь директора или диспетчер, то есть лицо, функциональной обязанностью которого является отвечать
на входящие телефонные звонки. Сообщение обычно бывает лаконичным, поскольку злоумышленник торопится положить трубку, однако, в то же время,
он должен убедиться, что его сообщение принято в точности.

Получив информацию об угрозе теракта, секретарь (диспетчер), как правило, действует интуитивно, под влиянием эмоций и инстинкта самосохранения, или руководствуется личными представлениями о необходимых действиях. В ряде случаев такие действия являются неправильными и вызывают панику, что влечет за собой подчас достаточно серьезные последствия, чего как раз и добивается террорист.

В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах,
о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий); темп речи (быстрый или медленный); произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое,
с акцентом или диалектом); манера речи (с издевкой, с нецензурными выражениями).

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое).

Отметьте характер звонка - городской или междугородный.

Обязательно зафиксируйте точное время начало разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы
на следующие вопросы: куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?; какие конкретные требования он (она) выдвигает?; выдвигает требования он (она) лично?; вступает в роли посредника или представляет какую- то группу лиц?;
на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?;
как и когда с ним (с ней) можно связаться? кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет, немедленно по его окончанию.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволить избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности, обязательно установите на ее место другую.

3.4. При поступлении угрозы о совершении террористического акта
в письменном виде

Угрозы в письменной форме могут поступить на объект, как по почте, в том числе по электронной, по средствам факсимильной связи, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на дискете и т. д.). Тщательный просмотр в экспедиции
и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет.

Принять меры к сохранности и своевременной передаче
в правоохранительные органы полученных материалов.

После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно, по возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только
с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки.

Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт
и упаковку, ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы
с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены,
с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.),
а так же обстоятельства связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них
не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места
в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы
в инстанции.

3.5. Порядок действий работников при обнаружении на объекте (территории) предмета с явными признаками взрывного устройства.

Признаки, которые могут указать на наличие взрывных устройств:

– наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.;

– необычное размещение обнаруженного предмета;

– шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);

– от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;

– установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной и т.д.

В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.

Не трогать, не подходить, не трясти и не передвигать предмет!

Не курить, воздерживаться от использования средств радиосвязи,
в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.

Информирует об этом с помощью любых доступных средств связи территориальный орган ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС России (только
ПП № 1235)

Зафиксировать время и место обнаружения. Освободить от людей опасную зону в радиусе не меньше 100 м.

Справочно: граната РГД-5 - не менее 50 м., граната Ф-1 – не менее 200 м., тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 м., тротиловая шашка массой
400 грамм – 55 м., пивная банка 0,33 литра – 60 м., чемодан (кейс)– 230 м., дорожный чемодан – 350 м., автомобиль типа «Жигули»– 460 м., автомобиль типа «Волга» – 580 м., микроавтобус – 920 м. и грузовая машина (фура) – 1240 м.

По возможности обеспечить охрану возможного ВУ и опасной зоны. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.

Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время
и обстоятельство его обнаружения. Действовать по указаниям представителей правоохранительных органов.

Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.

Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасного предмета или опасности).

Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывчатое устройство.

При охране подозрительного предмета находиться, по возможности,
за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т.д.) и вести наблюдение.

Если взрыв все же произошел, необходимо:

Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги

Как можно скорее покинуть это здание и помещение

Ни в коем случае не пользоваться лифтом

Как вести себя при завале:

Если человек оказывается под обломками, то и здесь главное для него – обуздать страх, не пасть духом. Надо верить, что помощь придет обязательно,
и в ожидании помощи постараться привлечь внимание спасателей стуком, криком. Но силы расходовать экономно.

Убедитесь в том, что вы не получили серьезных травм.

Успокойтесь и прежде чем предпринимать какие-либо действия, внимательно осмотритесь.

Постарайтесь по возможности оказать первую помощь другим пострадавшим.

Помните о возможности новых взрывов, обвалов и разрушений
и, не мешкая, спокойно покиньте опасное место.

Выполняйте все распоряжения спасателей после их прибытия на место происшествия.

Не старайтесь самостоятельно выбраться.

Постарайтесь укрепить «потолок» находящимися рядом обломками мебели и здания.

Отодвиньте от себя острые предметы.

Если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону «02» или «112».

Закройте нос и рот носовым платком и одеждой, по возможности намоченными.

Стучите с целью привлечения внимания спасателей, лучше по трубам.

Кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей – иначе есть риск задохнуться от пыли. Ни в коем случае не разжигайте огонь. Если у вас есть вода, пейте как можно больше.

3.6. Порядок действий работника при обнаружении на объекте (территории) подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической
и биологической опасности.

В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте
и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

Предметы - бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, метки, коробки и т.д., автотранспорт - угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке своему руководителю.

Во всех перечисленных случаях:

- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;

- зафиксируйте время обнаружения находки;

- незамедлительно сообщите в территориальные органы ФСБ, МВД, Росгвардии или вневедомственной охраны;

- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету.

Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше
от опасной находки;

- примите меры по исключению использования средств радиосвязи, высокочастотных излучающих приборов, динамиков и других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателей обнаруженных, а также пока не обнаруженных взрывных устройств;

- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;

- не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

3.7. Порядок действий при захвате объекта (территории), а также захвате и удержании заложников на территории или в помещениях объекта (территории).

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. В подобных ситуациях в качестве посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов. Захват всегда происходить неожиданно. Вместе с тем выполнение мер предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи, проведение более тщательного подбора и проверки кадров, организация и проведение совместно
с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при угрозе совершения или совершении террористического акта.

При захвате людей в заложники необходимо:

– о сложившейся на объекте ситуации незамедлительно с помощью любых доступных средств связи сообщить в территориальный орган ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС России (только ПП № 1235);

– не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе;

– принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи;

– по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Росгвардии оказать им помощь в получении интересующей их информации;

– при необходимости выполнять требования преступников, если это
не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить преступникам, не рискует жизнью окружающих и своей собственной;

– не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

В случае захвата заложников руководителю объекта (территории) надо учесть несколько факторов. Им следует, по возможности, незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы. Им нельзя вступать в переговоры с террористами по своей инициативе. По возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей.

Руководители предприятий не должны допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам. Должностное лицо должно оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ
в получении интересующей их информации.