2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года. Цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.
Аутизм - название расстройства, которым страдают дети, нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей.
Аутизм - это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться.
Причина аутизма в генетических сбоях. У людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга. Как следствие их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.
За последние два десятилетия число людей с диагнозом «аутизм» стремительно растет во всем мире. Этот диагноз в США ставится 1 из 88 детей, в Южной Корее 1 из 38. В России по наблюдению экспертов, в любом классе, в любой группе детского сада есть ребенок с одной из легких форм аутизма.
Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они не были, аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.
Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность.
Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Органы чувств помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступают в мозг ребенка с аутизмом и накладываются друг на друга, но не скрепляются между собой и как только случается что-то неожиданное - рассыпаются.
Мы можем общаться с людьми благодаря тому, что способны понимать их чувства. Восприятие себя формируются на основе реакции других людей, и прежде всего, матери.
Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Его мозг получает лишь частичное изображение тех, кто к нему обращается. Например, он видит только рот и щеки, но не глаза.
В результате у него просто нет шанса научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые составляют важную часть нашего невербального общения.
Здоровые дети примерно к трехлетнему возрасту способны приписывать другому определенное настроение. Ребенок постепенно улавливает, что …. представления, желания окружающих отличаются от его собственных, так постепенно дети начинают общаться и взаимодействовать с другими.
Ребенку с диагнозом «аутизм» понимание эмоций дается с трудом. Даже когда у него высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятными.
Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонацию. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово-это только слово. Потому что мышление аутиста - это конкретное мышление.
Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций. Он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания.
Даже аутисты с высшим образованием постоянно чувствуют себя неуверенно и заучивают наизусть как надо вести себя в каждой конкретной ситуации.
Всегда насторожены, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам, и зрительным образам и наконец, понимать то, что мы говорим.
Аутисты демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции. Любовь, привязанность и теплые отношения нужны им так же как нам. Если не больше!
Аутизм - это развитие по-другому: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию.
У нас нет магического шара, чтобы увидеть, каким станет ребенок в будущем. Но у каждого можно добиться позитивных изменений.
Родители - лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха только одна - если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволяют ему общаться с миром.
Необходимо прилагать больше усилий, чтобы узнать об аутизме.
Принять, что они другие, но не хуже. Не пытаться превратить аутистов в плохую копию идеи о «норме».
Аутисты - люди с такими же чувствами, как и все остальные.
Аутистов надо принимать такими какие они есть. Мы должны пойти на встречу аутистам и дать каждому из них те ключи, которые ему нужны.
Тема Всемирного дня 2017 года – «К самостоятельности и правоспособности». ООН, ссылаясь на принятую в 2006 году Конвенцию о правах инвалидов, призывает изменить отношение к аутистам, признавать их права наравне с другими и уважать их личную самостоятельность.
Материалы Ассоциации "Особые люди"1.pdf2.pdf3.pdf4.pdf